Официальный поставщик КонсультантПлюс в Ижевске и Удмуртской Республике

Вход/Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

\ \ \ \
Нарушение прав потребителя, выразившееся в непредоставлении полной и достоверной информации о приобретенном товаре, в т.ч. о составе всего комплекта дополнительных принадлежностей

Защита прав потребителей

19.05.2023

Заявительница В. приобрела в магазине «ХХХ» пылесос. Продавцы посоветовали ей приобрести еще мешки для сбора пыли. В представленном чеке на покупку 2 позиции – пылесос и мешки для сбора пыли. После возвращения домой и подробного осмотра пылесоса и документации на него у В. возникли претензии к приобретенным товарам, в частности:

  • мешки одноразовые, о чем ее никто не предупредил, поэтому ей они не нужны, а на их упаковке не указана модель ее пылесоса, значит, они не подходят к приобретенному пылесосу;
  • пылесос передан в некомплектном виде. В приложенной брошюре имеются изображения, что пылесос укомплектован шестью щетками и специальными удлиняющими трубками, а ей были переданы только три щетки. На картинке нарисован «пухлый» мешок для сбора пыли, а ей передали тонкий;
  • в этой же брошюре нарисован многоразовый пылесборник, возле которого имеется значок «х5», из чего В. сделала вывод, что в комплекте должны иметься 5 многоразовых пылесборников, а ей передали только один и еще обманом заставили купить набор одноразовых мешков для сбора пыли.

Заявительница считает, что ей не предоставили полную информацию о товаре и его комплектности.

 

Вопрос заявительницы: как ей правильно поступить с отношениях с магазином, чтобы получить все полагающиеся в комплекте пылесоса принадлежности?

 

Ответ юриста.

В ходе беседы были уточнены обстоятельства покупки/продажи пылесоса и пожелания В.

В частности, из документов у В. имеется кассовый чек на покупку, брошюра на семейство пылесосов и листок гарантийных обязательств. Заявительнице нравится пылесос, но она хотела бы получить полную комплектацию принадлежностей, особенно, щетку для паркета. При обращении В. в магазин, где она приобретала товар, на месте не было главного начальника, поэтому требования о возврате денег или доукомплектации товара В не предъявляла, магазин официального отказа на её требования не давал.

1. На коробке с одноразовыми мешками для сбора пыли отсутствует информация, что они одноразовые, а также на обороте коробки отсутствует указание модели пылесоса, имеющееся в кассовом чеке.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона «О защите прав потребителей» при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

Поскольку В. не была поставлена в известность о том, что мешки для пыли одноразовые, на упаковке отсутствует информация о том, что мешки для пыли одноразовые и подходят для приобретенной ею модели пылесоса, следовательно, продавец не предоставил ей достоверную информацию о товаре. Таким образом, В. имеет право отказаться от товара и вернуть за мешки для пыли деньги.

2. Поскольку отсутствуют документы, позволяющие с достоверностью определить комплектацию товара, была изучена брошюра и прилагаемый листок формата А4. На картинке частей пылесоса 5 из 6 щеток помечены звездочкой, удлиняющие трубки также помечены звездочкой. На обороте брошюры информации на русском языке нет, на листе формата А4 в самом низу столбика с информацией на русском языке очень мелким шрифтом указана сноска в виде надписи: «*комплектуется в зависимости от модели пылесоса». У В. нет информации о комплектации приобретенной ей модели пылесоса, т.к. в переданных ей документах такая информация отсутствует.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

В соответствии со ст. 12 Закона «О защите прав потребителей» покупатель также имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи, передать товар продавцу и вернуть деньги.

Однако В. еще не решила, хочет ли она доукомплектовать пылесос недостающими, по ее мнению, деталями, сдать пылесос и вернуть деньги, потребовать соразмерного уменьшения цены. Поэтому она собирается пойти в магазин, где приобретала пылесос, на переговоры. Если ее не устроят варианты, предложенные магазином, юрист предлагает В. снова подойти на консультацию и определиться с вариантом защиты ее прав.

 

Уткина Ирина Вячеславовна, главный специалист-эксперт Управления Федерального Казначейства по УР

Консультация была дана в ноябре 2014 г.


Возврат к списку